Задачи на работу из курса алгебры 8-9 классов начнем с рассмотрения задач, которые можно назвать задачами на работу по плану (задачи на планирование). Задачи на работу по плану — это задачи, в которых работа должна была быть выполнена за определенное время, но из-за изменения производительности труда это время изменилось.
Как и в других задачах на работу, производительность труда, время работы и объем работы связаны соотношением:
Условие задач на работу по плану удобно оформить с помощью таблицы. Решение существенно упрощается, если ввести две переменные, и в ходе решения системы уравнений выполнить одно несложное преобразование. В этом случае задача сводится к рассмотрению не дробного рационального, а более простого квадратного уравнения.
В общем виде оформление задач на работу по плану можно представить следующим образом:
Время работы |
Производительность труда |
Объем работы |
|
по плану |
x |
y |
с |
фактически |
x+a |
y — b |
с |
Приходим к системе уравнений:
При раскрытии скобок во втором уравнении получаем одно из слагаемых xy. Из первого уравнения xy=c. Поэтому заменяем во втором уравнении xy на с:
В результате упрощения второе уравнение становится линейным. Выражаем из него одну переменную через другую, подставляем полученное выражение в первое уравнение и решаем квадратное уравнение.
Следует добавить, что при составлении условия стоит сразу обозначить, значение какого из четырех выражений с переменной мы ищем.
Примеры решения задач на работу по плану.
1) Тракторист должен был вспахать поле площадью 200 га. Каждый день он пахал на 5 га больше, чем планировал, а поэтому закончил работу на 2 дня раньше срока. За сколько дней тракторист вспахал поле?
Решение:
Пусть по плану тракторист должен был работать x дней и каждый день пахать y га.
Время работы |
Производительность труда |
Объем работы |
|
по плану |
x |
y |
200 |
фактически |
(x-2) — ?
|
y + 5 |
200 |
Составляем систему уравнений:
Пришли к квадратному уравнению
Его корни
Второй корень не подходит по смыслу задачи (так как время не может быть отрицательным числом). Значит, фактически тракторист вспахал поле за 10-2=8 дней.
Ответ: за 8 дней.
2) Ученик должен был за определенное время решить 80 задач. Но он решал ежедневно на две задачи больше, чем планировал, а поэтому закончил работу на 2 дня раньше намеченного срока. Сколько задач в день решал ученик?
Решение:
Пусть по плану ученик должен был за x дней выполнить задание, решая каждый день по y задач.
Время работы |
Производительность труда |
Объем работы |
|
по плану |
x |
y |
200 |
фактически |
x-2 |
(y + 2) — ? |
200 |
Составим и решим систему уравнений:
Второй корень не удовлетворяет условию. Находим y=x-2: y=10-2=8. Значит, фактически ученик решал каждый день по 8+2=10 задач.
Ответ: по 10 задач.