Метод интервалов — универсальный метод решения неравенств. С его помощью можно решить неравенства самого разного вида. Рассмотрим алгоритм метода интервалов, а затем перейдем к примерам решения неравенств этим методом.
Алгоритм решения неравенств методом интервалов.
Прежде чем применить метод интервалов для решении неравенства, необходимо все дроби привести к наименьшему общему знаменателю и все слагаемые перенести в левую часть, чтобы справа остался нуль. Для начала рассмотрим алгоритм решения неравенств вида
1. Приравниваем к нулю левую часть:
(Таким образом мы находим нули функции
а также ее область определения).
2.Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля, поэтому это уравнение равносильно системе:
3. Полученные точки отмечаем на числовой прямой с учетом области определения функции. Точки разбивают числовую прямую на промежутки, в каждом из которых рассматриваемая функция имеет определенный знак. Выбираем любое число из любого промежутка (удобнее всего брать нуль, если он не входит в отмеченные точки), и подставляем это число в последнее неравенство (то есть в упрощенное неравенство, в котором все слагаемые стоят в левой части и дроби приведены к наименьшему общему знаменателю). В результате определяем знак на выбранном промежутке. Остальные знаки расставляем в шахматном порядке.
4. «Петля»
1)Если есть кратный корень четной степени, то в нем — «петля»:
2) Если один и тот же корень встречается четное число раз, то в нем — «петля»:
так как корень x2 встречается четное количество раз (два раза).
3) Если дискриминант равен нулю, то в соответствующем корне x=-b/2a — «петля».
(В этом случае x1=x2, то есть один и тот же корень встретился два раза).
4) Если корень стоит под знаком модуля, а выражение с модулем является множителем (а не слагаемым!), то в таком корне — «петля»:
5. Выбираем промежутки с нужным знаком: если в неравенстве знак > или ≥, берем промежутки с «+»; если < или ≤ — с «-«.
Точки, в которых знаменатель обращается в нуль, всегда выколотые!!!
В остальных случаях запомнить, выколотая точка или закрашенная, можно с помощью ассоциации.
Замечание
Отдельно стоящие закрашенные точки включаем в решение:
(Знаки в «петлях» — «виртуальные». В этих точках функция обращается нуль либо не определена. «Петля» служит только для сохранения порядка чередования знаков).
Кому принадлежит идея «петли», я не знаю. Этот способ очень удобный для расстановки знаков. Почему его нет в литературе? Именно потому, что знак в «петле»- «виртуальный».
Точки, которые мы отмечаем на числовой прямой, являются либо нулями функции, либо не входят в её область определения. Нуль не является ни положительным, ни отрицательным числом (он отделяет положительные числа от отрицательных). Ставя знак в «петлю», мы совершаем грубую ошибку.
Поэтому использовать «петлю» можно, но ставить в неё знак — нельзя. Предлагаю бороться с этим противоречием, либо поставить знак карандашом, а потом его стереть, либо ставить знак в черновик, но не переносить его в чистовик.
Далее рассмотрим различные примеры решения неравенств с помощью этого метода.
… спасибо, вот бы ещё ссылку где объясняется почему возникает «петля»
Метод интервалов основан на том, что непрерывная на отрезке функция меняет знак в нулях. В школе обычно сначала изучают решение неравенств методом схематической параболы, а потом делают вывод, что рисунок параболы не требуется, нужны лишь нули функции.
А теперь представьте себе графики функций вида
Они касаются оси абсцисс, но её не пересекают. То есть нуль функции есть, а смены знака — нет.
Раньше я объясняла, что при переходе через 4 вида точек смены знака не происходит. Но с «петлёй» работать проще.